“Горькая” история марки

“Горькая” история марки

В 1937 году была выпущена серия марок, посвященная авиапочте и советской авиатехнике, а именно – самолетам.  В серии было 7 марок с разными моделями самолетов. Я-7, АНТ-9, АНТ-6, «Амфибия» ОСГА-101, АНТ-4, АНТ-14 и… АНТ-20, который, к сожалению, имеет крайне трагичную историю.

"Горькая" история марки 1

473


"Горькая" история марки 2

474


"Горькая" история марки 3

475


"Горькая" история марки 4

476


"Горькая" история марки 5

477

 

 

 

 

"Горькая" история марки 6

478


"Горькая" история марки 7

479

 

 

 

Номера указаны по каталогу издательства В. Загорского.

Аккуратно коснемся истории этой машины.

"Горькая" история марки 8

“Максим Горький”

АНТ-20 «Максим Горький» – советский агитационный пассажирский 8-мимоторный самолет, был самым крупным воздушным судном того времени с сухопутным шасси.
Машины таких размеров не создавались нигде в мире еще почти полтора десятка лет. К сожалению, это было не все, что оставил «Максим Горький» в истории самолетостроения. В мае 1935 года, спустя чуть больше года после создания воздушного судна, произошла трагедия с его участием.
18 мая на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20. В сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 и истребитель И-5. Перед истребителем стояла задача: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах.

Взлетев, «Максим Горький» сделал широкий круг над аэродромом. Но полёт приобрёл угрожающий характер: на истребителе начали выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. И-5 бросился в коротко епике за хвостом «Максима Горького», пронёсся под его фюзеляжем и, оказавшись впереди, намеревался описать вокруг гиганта мёртвую петлю. В верхней точке самолёт завис и, потеряв скорость, рухнул вниз на медленно проплывающий под ним АНТ-20.

"Горькая" история марки 9

“Максим Горький” в окружении сопровождения

Погибло 49 человек, в том числе пилот истребителя, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей.
Позднее, следствие, проведённое сотрудниками НКВД, выяснило, что за 1—1,5 часа до полёта с лётчиками, участвующими в пролёте с «Максимом Горьким», встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов. С санкции высшего руководства ВВС, они настояли на изменении сценария полёта, и лётчики, без ведома руководителя полёта и непосредственных начальников, были вынуждены согласиться.

"Горькая" история марки 10

478

Именно на этой марке номиналом «80 копеек» изображен самолет «Максим Горький». (Кат. № 478)
Если приглядеться, то на настоящих фотографиях самолета видно, что снизу на крыльях у него было крупно написано «Максим Горький», но на самой марке этих двух слов на крыльях нет. Задумка ли художника или попытка что-то скрыть – этого мы уже никогда не узнаем.
Сейчас марки этой серии можно приобрести у многих филателистов, также и у нас. Цена на них не очень высокая и зависит, в основном, от состояния марки. Существуют также экземпляры с пропущенной перфорацией, стоимость которых уже поднимается до десятков, а порой и сотен тысяч.