Новости Почты России, Организации, Статьи

Что такое «Открытая филателия»

Что такое "Открытая филателия"

23.07.2024. АО «Марка» — В журнале «Филателия» вышла публикация на тему «Открытая филателия». Предлагаем вашему вниманию статью филателиста, президента Союза филателистов России, члена коллегии жюри ФИП (FIP) Алексея Бородина. Автор в своей публикации раскрывает все аспекты направления коллекционирования «Открытая филателия», отвечает на важные вопросы о его популяризации и развитии в России и приводит многочисленные примеры изображений экспонатов и стендов.


Для популяризации филателии, в том числе и среди молодёжи, руководство Международной федерации филателии (Fédération internationale de philatélie, сокращённо FIPФИП) в 2012 году сформировало регламенты для новой выставочной категории — «Открытая филателия» (Open Philately). Это нововведение было направлено на консолидацию различных направлений коллекционирования, в том числе нефилателистических. Безграничное разнообразие при относительно невысокой стоимости коллекционируемого материала делает его доступным для коллекционеров. Важно, что процесс подбора материала для таких экспонатов является увлекательным творческим поиском, азартной игрой, особенно привлекательной для молодёжи. В статье содержится информация о предпосылках и принципах возникновения «Открытой филателии», особенностях подбора материала при создании выставочных экспонатов, а также о критериях их оценки жюри. Также продемонстрировано несколько фрагментов наиболее интересных зарубежных экспонатов.

Известно, что коллекционирование — это деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). В мире существуют миллионы любителей коллекционирования. Они являются приверженцами более ста наиболее популярных видов хобби («… филий»). К первой группе таковых относится коллекционирование различных однородных объектов, например: почтовых марок, монет, бонов, открыток, значков, календариков, солдатиков, пивных этикеток, морских раковин, курительных трубок, пуговиц, фарфора, предметов роскоши (картин, ювелирных изделий, автомобилей, яхт, летательных аппаратов) и многих других. Продолжение этого довольно длинного списка не может вместиться в рамки данной статьи.

Вторая группа видов коллекционирования называется аналогофилией. По сути, это собирание разнородных предметов, аналогичных по теме (мотиву). Выбор такого вида коллекционирования даёт много вариантов для проявления своей фантазии и оригинальности, ведь тематика собирания может быть абсолютно любой: домашние и дикие животные, цветы, известные люди, велосипеды, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт… Зачастую выбранная тематика является следствием профессиональной деятельности человека или его увлечения: история, медицина, авиация, археология, астрономия, охота, спорт, искусство, кино. Главный объединяющий принцип такого коллекционирования — все предметы и материалы соответствуют выбранному коллекционером тематическому направлению.

Перечень экземпляров, составляющих коллекции, не имеет ограничений. Это могут быть марки, виньетки, открытки, конверты, магнитки, монеты, спичечные этикетки, наклейки, медали, значки, календарики, телефонные карты, игрушки, пивные пробки, игральные карты, пуговицы и многое другое…

Следует отметить, что среди предметов, содержащихся в таких собраниях, значительную долю составляют письма, почтовые карточки, сувенирные гашения, почтовые марки и другой филателистический материал, так или иначе связанный с профессиональной деятельностью и жизненными интересами коллекционера.

Обычно размеры таких объектов разумно ограничены возможностями внутреннего пространства жилища владельца и удобством демонстрации своего «богатства» друзьям и гостям. В некотором роде такие собрания представляют собой домашний музей. Важно отметить, что особо увлечённые коллекционеры могут найти вожделенную вещь для своих коллекций где угодно, как на блошином рынке, так и в продуктовом магазине, или даже в мусорном баке!

Впервые понятие «Открытая филателия» возникло в мировом филателистическом сообществе в начале нового века. Тогда многие группы коллекционеров, желающих демонстрировать свои экспонаты на общедоступных выставочных площадках, не имели такой возможности из-за отсутствия соответствующих организаций и объединений, способных финансировать подобные мероприятия. Именно для решения таких вопросов и, несомненно, с целью популяризации и развития нового направления в коллекционировании в 2012 году руководство ФИП приняло решение о создании экспериментальной категории «Открытая филателия» (Open Philately). Это решение открыло возможности коллекционерам, имеющим в своих коллекциях значительную филателистическую составляющую, создавать и демонстрировать экспонаты на конкурсных филателистических выставках высоких рангов. Специально для конкурсных выставок правлением ФИП было разработано специальное руководство, объясняющее принципы формирования экспонатов и их оценки на выставках.

Руководство по оценке экспонатов категории «Открытая филателия»
(Open Philately Guidelines)


1. Конкурсные выставки
Данное руководство подготовлено, чтобы помочь жюри в оценке, а экспонентам в разработке экспонатов «Открытой филателии».

2. Правила
«Открытая филателия» стремится расширить круг экспонирования, позволяя филателистам включать объекты из других областей коллекционирования в поддержку и в порядке развития понимания демонстрируемого филателистического материала.

Это обеспечивает возможность представить круг исследования посредством показа филателистического материала в его культурном, социальном, коммерческом или другом контексте, и показать более широкие и глубокие знания этого предмета.

Расширение круга материалов, разрешённых для экспонирования в «Открытой филателии», имеет перспективу вовлечения новых коллекционеров, для того чтобы они получили опыт и удовольствие в демонстрации своих достижений как хобби.

2.1 Объём филателистического материала должен составлять по крайней мере 50% от общего объёма экспоната.

2.2 Не обязательно, чтобы нефилателистический материал составлял половину экспоната, но разнообразие такого материала будет влиять на результаты оценки по таким показателям, как «разработка» и «материал».

3. Принципы формирования экспоната
Экспонаты открытого класса показывают материал в двух аспектах: филателистическом и нефилателистическом, также экспонаты должны развить выбранную тему в выразительной и творческой манере.

Экспонат открытого класса может включать:
3.1 Все типы филателистического материала, демонстрируемого во всех других классах экспонатов (см. SREV).

3.2 Нефилателистический материал может включать все виды вещей, за исключением запрещённых и опасных. Нефилателистический материал должен соответствовать выбранной теме и служить для её иллюстрации.

3.3 Экспонат «Открытой филателии» должен показывать разработку выбранной темы в выразительной и творческой манере.

3.4 Филателистический материал должен быть описан в соответствующей терминологии, как это могло бы быть в подобных экспонатах традиционного, тематического, почтовой истории или любых других классов.

3.5 Нефилателистический материал должен быть описан, соотноситься и сопровождать разработку экспоната.

3.6 Экспонаты могут разрабатываться по хронологическому, географическому или любому иному принципу, который экспонент полагает подходящим для употребления.

4. Критерии оценки экспонатов
4.1 Важность понимания экспоната может означать, что необходимый текст должен быть включён, чтобы обеспечить фоновой информацией выбранную тему. Однако весь текст должен быть лаконичным и ясным, а нефилателистический материал должен усиливать понимание темы и привлекательность экспоната открытого класса.

4.2 Экспонаты оцениваются жюри в соответствии с таблицей.

Таблица

Распределение баллов по критериям оценки экспонатовБаллы
Разработка и значимость:30
— название экспоната и план10
— филателистическая разработка5
— нефилателистическая разработка5
— филателистическая значимость5
— нефилателистическая значимость5
Знания и исследования:35
— филателистические знания и исследования20
— нефилателистические знания и исследования15
Материал:30
— состояние10
— редкость20
Презентация экспоната5
ВСЕГО:100


5. Разработка и значимость
5.1 До 10 баллов может быть дано за название и план экспоната, при этом учитывается соответствие между названием экспоната, раскрытием его содержания и структурой экспоната.

Все экспонаты должны иметь титульную или вводную страницу, чтобы показать:
— направленность экспоната;
— соответствующую общую информацию о теме, развитой в экспонате;
— план, поясняющий разработку экспоната.

План не должен иметь обширного текста, но логическое подразделение содержания на разделы должно донести его основной смысл до жюри и публики;
— указание персональных исследований;
— библиографию.

Хорошо продуманный титульный лист будет способствовать как экспоненту, так и жюри, коллегам-экспонентам и публике.

5.2 До 30 баллов может быть дано за разработку и значимость экспоната.

5.3 Баллы за разработку распределяются соответственно, по 5, за филателистическую и нефилателистическую стороны разработки.

5.4 Подобным образом, по 5, распределяются баллы за филателистическую и нефилателистическую значимость.

6. Знания и исследования
6.1 Исследования должны быть интерпретированы в более широком смысле и показывать главным образом всесторонние знания темы экспонентом. Эти знания подтверждаются через выбор материала и использование краткого, но существенного текста.

6.2 До 35 баллов может быть начислено за знания и исследования.

6.3 Эти 35 баллов подразделяются на 20 — за филателистические знания и исследования, и 15 — за нефилателистические знания и исследования.

7. Состояние и редкость
7.1 До 30 баллов может быть дано за состояние и редкость материала.

7.1.1 Эти 30 баллов распределяются: до 10 за состояние как филателистического и нефилателистического материала, до 20 за редкость обоих видов материала.

7.1.2 Копии должны отличаться в размере от оригинала по крайней мере на 25%.

7.2 Филателистический материал:

7.2.1 Весь филателистический материал должен быть оригинальным.

7.3 Нефилателистический материал:

7.3.1 Весь нефилателистический материал должен быть оригинальным, где это возможно.

7.3.2 Предполагается, что экспоненты при разработке темы употребят все доступные им возможности в использовании нефилателистического материала во всём его разнообразии, а не только почтовые карточки и другой графический материал.

8. Представление экспоната (презентация)
8.1 Хорошее представление экспоната оценивается до 5 баллов. Экспонат должен хорошо выглядеть и быть сбалансированным в пределах каждого выставочного листа, стенда и весь в целом.

8.2 Монтаж нефилателистических материалов большого или необычного размеров на листах формата А3 часто оказывается преимущественным для достижения более привлекательного вида экспоната и раскрытия темы.

8.3 Нефилателистический материал не должен превышать по толщине более 5 мм, чтобы его можно было монтировать на стандартных выставочных стендах.

9. Награды
9.1 Все экспонаты оцениваются по указанным выше критериям.

9.2 Награды (медали и сертификаты) предоставляются соответственно набранным в результате работы жюри баллам (от 60 до 100). Диплом участника выдаётся за экспонаты, набравшие менее 60 баллов.

9.3 Экспонаты открытого класса на 5 стендах, получившие 85 баллов и выше на выставках ФИП, имеют право демонстрироваться на 8 стендах в течение 10 лет начиная с 24 июня 2012 г. после состоявшегося 72-го конгресса ФИП в Джакарте.

9.4 В случае разночтений текста, возникающих вследствие перевода, английский текст является превалирующим.

Одной из целей класса «Открытой филателии» является стимулирование коллекционирования.

***

Комментируя «Руководство», необходимо заострить внимание на доминирующей роли филателистической составляющей экспонируемого материала. Согласно п. 3.1, допускаются «все типы филателистического материала, демонстрируемого во всех других классах экспонатов», которые определены в специальных регламентах по оценке конкурсных экспонатов для выставок ФИП. Таким образом, экспонат «Открытой филателии» может содержать весь спектр существующего филателистического материала: марки почтовые, телеграфные, ревеню, их пробы (кроме нежелательных выпусков), разновидности, проекты; любые цельные и целые вещи, почтовые наклейки, ярлыки, облатки, календарные, специальные, сопроводительные штемпеля, почтовые отметки.

Основное условие для экспоната — филателистический материал должен составлять не менее 50% от общего количества, демонстрируемого в экспонате, тем не менее это вовсе не означает, что нефилателистического материала должно быть значительно меньше 50%. Экспонаты должны быть хорошо сбалансированы по составу материала, что положительно влияет на оценку жюри.

Нефилателистические материалы можно условно разделить на две группы: плоскостные (графические) и объёмные. Почти невозможно показать весь этот список, так как он практически безграничен. Вот далеко не полный перечень таких нефилателистических материалов, уже ранее встречавшихся в экспонатах «Открытой филателии».

В первую группу входят плоские (графические) предметы: открытки, виньетки, боны, спичечные этикетки, гравюры, дипломы, квитанции, билеты, телефонные карты, рекламные листовки, плакаты, проспекты, фантики (обёртки), этикетки от любых продуктовых и промышленных товаров, медицинские рецепты, удостоверения, сертификаты, повестки, меню ресторанов, салфетки, расписания транспорта, объявления, карты географические и игральные и многое другое…

Вторую группу (объёмных) объектов составляют значки, медали, жетоны, магнитки, монеты, медальоны, ювелирные украшения, пробки от пивных бутылок, текстильные изделия, мягкие игрушки, рукоделие, шевроны, пуговицы, иголки, спичечные коробки, упаковки из-под табака, сигар, чая, кофе и других изделий или продуктов, шерсть животных, перья птиц, любые мелкие предметы и многое другое. Для этой группы экспонатов имеется важное ограничение по толщине (не более 5 мм). Такое требование обусловлено конструктивными возможностями стандартных выставочных стендов. В то же время допускается размещать материалы больших размеров на листах формата А3.

Важно отметить, что практически безграничный выбор материалов для экспонатов имеет и определённые рамки, определяемые общественными этическими и моральными нормами, и это обстоятельство должно учитываться при подготовке экспоната.

Впервые дебют «Открытой филателии» состоялся на Всемирной филателистической выставке «Австралия 2013». В этом конкурсном классе демонстрировалось 19 работ коллекционеров из 7 стран. Наиболее высокие оценки получили за свои экспонаты, что удивительно, коллекционеры-женщины: Ж. Бэнфилд — «Медицина — история и развитие», С. Кларидж — «Женщинам-медсёстрам — салют!». Высоко были оценены и разработки, изобилующие совершенно необычными нефилателистическими материалами, такие как «Исследование Антарктики», «Все на пляж!», «Нет войне», «История бриллиантов», «Рукоделие», «Верблюды», «Карета подана», «Кокосовые острова», «Зингер — швейная машинка, изменившая быт». Тогда для многих опытных филателистов стало неожиданностью то, что эти нетрадиционные филателистические экспонаты вызвали любопытство и необычайный интерес у посетителей, в первую очередь не имеющих вообще никакого отношения к коллекционированию, и, что очень важно, привлекли внимание многочисленных детей. Чтобы подойти к выставочным стендам с этими, необходимо было подождать в очереди некоторое время, что стало неожиданностью. Обычно подобная ситуация возникает лишь только в залах «Почётный двор», где за пуленепробиваемыми стёклами демонстрируются всемирно известные филателистические уники и раритеты.

Положительная динамика развития «Открытой филателии» отмечалась и на последующих всемирных и международных филателистических выставках, на которых многие экспонаты отмечались золотыми медалями. Тематическое разнообразие таких коллекций значительно расширилось. Вот названия только некоторых из них: «Покорение Арктики», «Афины 1896 г. — Олимпийские игры», «История Холокоста в Германии», «Чашка чая — история, культура и производство чая», «Шёлк: наука и культура», «История велосипеда», «Балет», «История пивоварения», «Железные дороги», «История обуви».

Стенд с экспонатом «Все на пляж!»

Фрагменты экспоната «Все на пляж!». Иллюстрированная открытка, маркированная почтовая карточка, магнитка, пробка от бутылки, почтовые марки, целая вещь (открытка, прошедшая почту), спичечный коробок, телефонная карта, лотерейный билет.

Стенд с экспонатом «Ребята, давайте выпьем по пинте» (история пивоварения)

Стенд с экспонатом «История велосипеда»

Стенд с экспонатом «История обуви»

Стенд с экспонатом «Афины 1896 г. — Олимпийские игры»

Возрастающий в филателистическом сообществе интерес к «Открытой филателии», несомненно, свидетельствует о правильном направлении, выбранном ранее ФИП с целью вовлечения многих новых коллекционеров в творческую работу по созданию выставочных экспонатов.

В заключение важно отметить, что для популяризации нового направления среди наших филателистов и особенно молодёжи организаторам выставок любых рангов необходимо активнее включать в экспозиции не только традиционные филателистические коллекции. К сожалению, среди российских коллекционеров до сих пор не создано ни одного такого полноформатного выставочного экспоната. Тем не менее хочется надеяться, что данная статья внесёт вклад в дело популяризации и развития «Открытой филателии» в России и заинтересует многих наших коллекционеров.



Использованные материалы:

1. Веб-сайт FIP (
www.f-i-p.ch).
2. Регламенты всемирных филателистических выставок (2013–2024).
3. Отчёты жюри всемирных филателистических выставок (2013–2024).
4. Фотоматериалы автора статьи.


Член коллегии жюри FIP
Алексей Бородин