Статьи

Будь героем!

 30-копеечная марка красного цвета с изображением сцены прощания матери с сыном, уходящим на фронт, и надписью «Будь героем!» является первой из более чем 150 марок, выпущенных Наркоматом связи СССР за четыре военных года, а также одной из самых редких, особенно на письмах.

«Будь героем!»

Для создания первой военной марки был выбран фотоплакат известного советского графика-плакатиста Виктора Борисовича Корецкого «Будь героем!», выпущенный издательством «Искусство» через неделю после начала военных действий, 30 июля 1941 года, тиражом 100 000 экземпляров. Творческий метод Корецкого был основан на сочетании натурных фотографий с рисунком карандашом и гуашью. Художник рассказывал, что во время посещения спектакля «Мать» по роману А.М.Горького в Реалистическом театре его потрясла сцена прощания Ниловны с Павлом. Впоследствии именно эти впечатления легли в основу сюжета плаката. Для позирования были приглашены статисты, причем «роль» сына исполнял солдат Московского гарнизона. Так был создан плакат, изображающий прощание уходящего на фронт воина с матерью (рис.).

Плакат стал чрезвычайно популярен. После его выхода художника попросили внести в рисунок коррективы для усиления эмоционального воздействия. Корецкий с поправками согласился, но из-за занятости не смог сам принять участие в этой работе. Сюжет второго варианта плаката  был несколько подкорректирован: изменен поворот головы солдата, его взор устремлен вдаль. Эта композиция с небольшими коррективами была сохранена и в третьем издании плаката, который и был использован при создании марки (рис.).

Марка была отпечатана с двумя вариантами перфорации. Первый выпуск с линейной зубцовкой вышел в обращение в августе 1941 года (марки этого выпуска наиболее редки), второй – с гребенчатой перфорацией — увидел свет значительно позднее.

Для тиражирования марки «Будь героем!» был применен способ офсетной печати. Для того времени он был самым прогрессивным и производительным. Номинал почтовой марки 30 копеек соответствовал тарифу для пересылки внутренней корреспонденции наземным транспортом, введенному с 6 февраля 1939 года.  Общий тираж обоих выпусков составил 3 миллиона экземпляров.

Тут возникает вопрос, почему же именно эта марка является такой редкой на почтовой корреспонденции, хотя таким же тиражом, а иногда и меньшим, были отпечатаны многие выпуски военного времени?  Существует версия, что значительная часть тиража была разослана для реализации в почтовые конторы тех регионов нашей страны, которые впоследствии оказались в зоне немецкой оккупации. К концу ноября 1941 года фашистской Германией была оккупирована территория, на которой до войны проживало свыше 40% населения СССР. На оккупированных территориях вводились «новые» знаки почтовой оплаты, а советские, скорее всего, были уничтожены.

Редкость этих марок на письмах объясняется, кроме указанного выше ещё и тем, что переписка между фронтом и тылом (составляющая в те годы большую часть корреспонденции) должна была доставляться бесплатно и, соответственно, не франкировалась марками.

Добавить комментарий